На главную
На главную

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ТЕМЕ "ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"



Цель: на основе обобщения опыта, изучения педагогической литературы модель личности педагога в современной школе.
Задачи:
- обобщить опыт педагогов школы;
- показать элементы педагогической технологии, применяемой в опыте, уточнить и осмыслить ее особенности;
- изучить методические материалы, характеризующие основные идеи по формированию личности педагога современной школы;

План работы педсовета
1. Заседание методического совета.
Осмысление цели и концепции педсовета, формирование рабочей группы
( ответственный – зам. по учебно-воспитательной работе Радченко Л.В.).
2. Диагностические мероприятия (ответственные – замы, методист):
- наблюдение фрагментов передового педагогического опыта в виде уроков различных типов и внеклассных мероприятий;
- встреча с учащимися тех классов, где работает учитель ;
3. Работа межпредметной ассоциации:
- подготовка представления на учителя, чей опыт обобщается;
- подготовка персональной выставки передового педагогического опыта;
- дискуссия по представлению опыта коллективу педагогов школы/
4. Заседание педагогического совета
Тема заседания "Личность педагога в современной школе".
План работы по обобщению опыта

  1. Главная идея опыта.
  2. Совокупность педагогических средств, используемых для решения задач.
  3. Педагогическая технология (последовательность действий по использованию педагогических средств).
  4. Результативность опыта.
  5. Условия функционирования опыта.
  6. Кому опыт может быть рекомендован и при каких условиях эффективно использован?

Содержание выставочных материалов

  1. Учебно-педагогическая документация (планы работы, уроков, внеклассных дел и т.д.).
  2. Дидактический материал, наглядные пособия, раздаточный материал, подготовленный самим учителем, чей опыт обобщается.
  3. Продукты педагогической деятельности (творческие работы учащихся, поделки учащихся, материалы ученических исследований).
  4. Портфолио учителя

 

Ход педсовета

  1. Вступительное слово завуча (Радченко Л.В.) о необходимости и актуальности обобщения опыта в педагогическом коллективе. Цели и задачи.
  2. Выступления руководителя межпредметной ассоциации по представлению опыта учителя.

Выступление на педсовете (Радченко Л.В.)

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего, необходимо определить критерий педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
При характеристике понятия "педагогическое мастерство" возникает ряд вопросов:

  1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?
  2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребенка можно научить читать и писать?
  3. Что является критериями педагогического мастерства?
  4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.

К сожалению, до настоящего времени еще не найдены исчерпывающие ответы на большинство поставленных вопросов. Но исследователи, как правило, сходятся во мнении о необходимости рассмотрения в первую очередь вопроса о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.
С философской точки зрения личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании "социально значимые черты", следовательно, чтобы разработать модель личности педагога в адаптивной школе, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука - это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности Доказательство - это опыт, представляемый учителями.
Представление учителя: директор школы Лапина Л.Г.
Воронова Светлана Михайловна работает в данной школе 28 лет, учитель первой категории, работает в 10-12 классах, почетный работник РФ.
Из опыта работы учителя: Вороновой С.М.
Радченко Л.В. (в тезисах)

  1. Работа учителя Вороновой С.М. строится на основе оценки интереса к предмету. Для реализации данной цели разработан комплекс мер по развитию и поддержанию устойчивого интереса к обучению русского языка и литературы и химии и биологии.
  2. Воспитательный аспект работы. За многие годы работы в школе выработался принцип взаимоотношений в режиме учитель-ученик.
  3. Формы работы на уроке. Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель большое внимание уделяет созданию ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха рассматривается как проживание субъектом (учеником) своих личностных достижений в его собственной жизнедеятельности. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиции завтрашних перспектив. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть не что иное, как счастье в одной его разновидности. Часто в работе используется прием - выделение "персональной исключительности" операция тонкая и изящная. Для ее проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т.д. Для разных классов предусматриваются разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала

Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение учителя создать атмосферу доброжелательности. При этом педагог продумывает методические приемы, обеспечивающие:
- снятие страха перед предметом;
- высокую мотивацию;
- авансирование (оглашение достоинств ребенка);
- преобладание скрытой инструкции;
- поддержку индивидуальности (исключительности) школьника;
- объективность и доброжелательность педагогического внушения;
- высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности школьника.
4. Очень важным в работе учитель считает постоянное педагогическое воздействие и на уроке, и во внеурочное время. Работа с учениками после уроков не заканчивается только классом, где учитель является классным куратором, он старается охватить все классы, и это ему удается.
5.. Для плодотворной работы в средней школе по программе русского языка и литературы учитель считает необходимым точно знать, чему дети были обучены в общеобразовательных школах и каким образом выстраивать работу дальше. Для него это не только вопрос преемственности, но и выбор методов, средств, форм работы с коллективом класса, который он будет обучать. Основной парадигмой в работе считает: "Научить русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его - это цель, которую можно реализовать". В работе учителя главное - осторожно пользоваться таким "тонким инструментарием", как оценка. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценочная деятельность - это форма активного взаимодействия педагога с учащимися.. Предварительный мониторинг уровня обученное учащихся дает возможность строить опрос таким образом, что учащиеся со слабой подготовкой по русскому языку получают задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную отметку. Ребята, работающие на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Творческие задания предлагаются только в том случае, когда учитель уверен, что ученик к выполнению заданий такого уровня. Для любого творческого задания дается четкая инструкция, а иногда и образец выполнения, что помогает учащимся в понимании и выполнении задания. Очень важное значение придает учитель режиму умственного труда школьников. Здоровьесберегающие технологии предполагают не только разгрузку на уроке, но и внимательное

отношение учителя к учебной нагрузке детей. Учитель продумывает вопрос, когда и какой сложности контрольную работу дать, чтобы в один день не было двух контрольных работ, на каком уроке ее провести, чтобы дети не очень устали, а в двухсменном режиме работы школы сделать это очень сложно. Учитель считает обязательным на начальном этапе работы с классом провести диагностирование по следующим вопросам:
семья;
условия жизни;
здоровье ребенка;
общее интеллектуальное развитие ребенка;
Учитель готовит задания, где учитываются возможности всех детей. Для каждого такого урока составляется отдельный сценарий. Продумывается превентивное домашнее задание в творческой форме. Отбор содержания материала рассчитан на учет способностей и возможностей учащихся, работающих в классе. Учитель проводит ежедневный анализ, как ученик идет от "незнания к знанию", и на основе этого формируются последующие уроки. На уроках четко прослеживается принцип пошагового выполнения заданий. Дети видят, какой путь им предстоит пройти. Каждый шаг - следующий этап, взаимосвязанный с темой урока, его целями и задачами. Задания всегда дифференцированы по степени сложности, что позволяет включать в работу каждого ученика на уроке. Формируется умение рассуждать по алгоритму: для сильных - это образец; для средних и слабых -формируется умение высказываться; самые слабые слушают "алгоритм в работе". . Подготовка упражнений к устному заданию осуществляется таким образом, чтобы сформировать у каждого ученика осознанное отношение к работе па уроке. Способствует развитию интереса к предмету. Форма организации работы на уроках в режиме учитель - ученик - учитель позволяет увидеть, реализована ли цель, поставленная на уроке. Из года в год повышаются требования к качеству подготовки выпускников основной и средних общеобразовательных школ . А это , в свою очередь , требует постоянного совершенствования учителем своих профессиональных качеств как предметника, как мудрого воспитателя.
Воронова С.М. поделилась опытом своей работы и представила портфолио.

 

Решение педагогического совета:

  1.      Признать опыт работы Вороновой С.М., учителя русского языка и литературы положительным и рекомендовать к использованию основных элементов опыта в педагогическом коллективе.

2.     Представить Воронову С.М, учителя русского языка и литературы к награждению грамотой департамента образован науки в июне 2009 года








Hosted by uCoz