АНАЛИЗ
работы по подпрограмме «Одарённые дети» СМР
за 2010 – 2011 учебный год

Вопросы развития образования на сегодняшний день становятся актуальными не только в школьных коридорах и узких педагогических сообществах. Сегодня развитие образования – это тема обсуждения в самых высоких политических кругах. Сам президент нашей страны рассматривает систему образования, как основу развития государства, уверен, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом.
5 ноября 2008 года Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев в своем послании Федеральному собранию предложил проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», после долгих обсуждений 21 января 2010 года на открытии Года учителя в Санкт-Петербурге, Президент сообщил об утверждении инициативы «Наша новая школа», направленной на дальнейшую модернизацию системы образования страны.
В программе пять ключевых пунктов: новые образовательные стандарты, поиск и поддержка талантливых детей, увеличение числа педагогов и повышение их квалификации, создание современной школьной инфраструктуры, здоровье учеников.
Создание условий обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Развитие района зависит от наличия высококвалифицированных кадров, поэтому организация работы с одарёнными детьми является одним из главных направлений в работе педагогических коллективов образовательных учреждений района.
Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Необходим поэтапный, постепенный поиск одарённых детей в процессе их обучения.
В Спасском районе, в данное время реализуется подпрограмма «Одарённые дети», она является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования системы работы с одарёнными детьми.
Цель подпрограммы: создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей района.
Реализация районной программы «Одарённые дети» рассчитана на 3 года, с 2009г. по 2012г.
В настоящее время программа находится на основном этапе реализации. Этот этап реализации связан с непосредственной работой с одарёнными учащимися на всех уровнях и во всех направлениях. На этом этапе ведётся систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми в учреждениях общего образования, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий. Пополнение и обновление банка данных «Одарённые дети», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик.
Педагоги района и руководители ОУ понимают, что с одаренным ребенком необходимо работать с начальных классов. Учителя развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка. Многие педагоги используют для этого инновационную педагогическую технологию «Портфолио» — это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.
Несомненно, учебно-методическая и инновационная деятельность педагогов и администрации школы играет большую роль в развитии ребенка. С каждым годом увеличивается количество педагогов, работающих с одаренными детьми.
Это учителя из следующих школ (% от количества учителей в школе):
•     Александровский филиал МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 10 (37%);
•     МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 10 человек (36% );
•     Вишневский филиал МОУ СОШ № 4 с. Прохоры – 6 человек (35%);
•     МОУ СОШ № 4 с. Прохоры – 6 человек (30%);
•     Новосельский филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 10 человек (42%);
•     Свиягинский филиал МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 11 человек (50%);
•     МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское– 15 человек (65%);
•     МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 21 человек (57%);
•     Гайворонский филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 12 человек (57%);
•     Дубовской филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 5 человек (28%);
•     Краснокутский филиал МОУ СОШ № 4 с. Прохоры – 4 человека (20%);
•     Кронштадтский филиал МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 3 (25%);
•     Новорусановский филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 5 человек (45%);
•     Славинский филиал МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 8 человек (80%);
•     Зеленодольский филиал МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 11 человек (69%);
•     МОУ НШ-ДС № 24 с. Чкаловское – 6 человек (60%).

Всего по району: 43% учителей

Количество педагогов ОУ Спасского района, работающих
с одаренными детьми в сравнении за 2 года

Особенно хочется выделить следующих учителей (% охвата от общего количества детей в школе):

  1.      Жидкову З.Н., учителя физической культуры Славинского филиала МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 100%;
  2.      Маринич Р.И., учителя физической культуры Дубовского филиала МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 100%;
  3.      Кравченко Н.Н., учителя технологии – 100%;
  4.      Лалетина Н.И., учителя физической культуры МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 60%;
  5.      Рябец Г.М., учителя физической культуры Кронштадтского филиала МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 56%;
  6.      Пельменеву Н.В., учителя музыки Дубовского филиала МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 54%;
  7.      Шараеву Л.В., учителя математики Славинского филиала МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 50%;
  8.      Ятову В.Н., учителя русского языка и литературы Славинского филиала МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 50%;
  9.      Емец Е.В., учителя русского языка и литературы Славинского филиала МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 50%.

Основными показателями успешной работы школ с одарёнными и талантливыми детьми является количество выпускников, закончивших школы с золотыми и серебряными медалями, наличие призовых мест в районных, республиканских и российских олимпиадах и конкурсах, в спортивных состязаниях и соревнованиях, в творческих конкурсах солистов, хоровых и танцевальных коллективах.
Анализ этих мероприятий показывает, что в районе достаточно много одарённых детей. За последние три года из школ Спасского района выпустилось 7 золотых и 18 серебряных медалиста.
2008-2009 уч. год (2 золотых, 9 серебряных медали);
2009-2010 уч. год (2 золотых, 3 серебряных медалей);
2010-2011 уч. год (3 золотых, 6 серебряных медалей).

Количество золотых и серебряных медалей в ОУ Спасского района
за три года

Система поиска и поддержки талантливой молодёжи на сегодняшний день предусматривает различные способы реализации. Это и предоставление возможности обучения по индивидуальным образовательным траекториям, и организация слётов талантливой молодёжи, составление банка данных одарённых детей и проведение предметных олимпиад для талантливых школьников.
Основными целями и задачами олимпиады школьников являются развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; выявление и поощрение одарённых школьников и творчески работающих учителей; создание необходимых условий для поддержки одарённых детей; пропаганда научных знаний; определение участников заключительного этапа олимпиады.
С 25 ноября по 4 декабря 2010 года на базе МОУ СОШ № 8 с. Спасское был проведен муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по 12 предметным дисциплинам: математике, русскому и английскому языкам, химии, литературе, физике, географии, биологии, технологии, истории, обществознанию, праву.
В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады приняли участие учащиеся 8,9,10,11 классов из 15 МОУ СОШ и их филиалов. Всего на олимпиады прибыло 147 школьников. Зарегистрировано 221 результат. В пяти – 1, в четырех – 3, в трех –16, в двух – 41, в одной – 74. Учащихся 8 классов 9, 9 классов – 63, 10 классов – 65, 11 классов -82.
Наибольшее количество учащихся приняли участие в олимпиадах по русскому языку (27), по биологии (26), по обществознанию (25), по математике (22), менее представительными оказались олимпиады по праву (5), по литературе (4), не были заявлены участники на олимпиады по экологии, информатике, экономике. Победителей определилось 13, призеров – 38.
Призовые места распределись по образовательным учреждениям в следующем порядке:
•     МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 3;
•     МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Свиягинский филиал) – 5;
•     МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Александровский филиал) – 2;
•     МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Духовской филиал) – 1;
•     МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 17;
•     МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новосельский филиал) – 4;
•     МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Гайворонский филиал) – 4;
•     МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Дубовской филиал) – 3;
•     МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новорусановский филиал) – 1;
•     МОУ СОШ № 9 с. Хвалынка - 3;
•     МОУ СОШ № 4 с. Прохоры – 1;
•     МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (Вишневский филиал) – 5;
•     МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 2.


Количество детей в ОУ Спасского района, участвующих в олимпиадах
за три года

  • В 2008-2009 учебном году – количество участников составляло 166 человек;

  • В 2009-2010 учебном году – 173 человек;

  • В 2010-2011 учебном году – 147 участника.

 

Анализируя данные за последние 3 года, видим, что количество детей, участвующих в олимпиадах, уменьшается. Это связано со снижением численности школьников в ОУ Спасского района.

 

Информация о количестве участников школьного и муниципального этапа олимпиады школьников

2010 – 2011 учебного года

 

Предмет
Всего
7
класс
 
8
класс
9
класс
 
 
10 класс
11
класс
 
Всероссийская олимпиада
1
Английский язык
12
-
-
4
3
5
2
Биология
26
-
-
10
7
9
3
Право
5
-
-
-
3
2
4
Русский язык
25
-
-
9
8
8
5
Физика
20
-
4
4
4
8
6
Химия
16
-
-
3
6
7
7
Экология
-
-
-
-
-
-
8
Экономика
-
-
-
-
-
-
9
Обслуживающий труд
14
-
-
8
-
6
10
Технический труд
10
-
-
3
-
7
11
Информатика и ИКТ
-
-
-
-
-
-
12
История
21
-
-
6
7
8
13
Математика
22
-
7
4
7
4
14
Обществознание
25
-
-
7
9
9
15
География
21
-
-
5
9
7
16
Литература
4
-
-
-
2
2
 
ИТОГО:
221
-
11
63
65
82

 

Количество
обучающихся
Общее кол-во
7/8 класс
9
класс
10 класс
11 класс
Количество обучающихся в территории 
1060
253/263
271
122
151
Количество участников муниципального этапа
221
0/11
63
65
82
Кол-во мальчиков/девочек
90/131
6/5
23/40
28/37
33/49
Кол-во победителей
муниципального этапа
13
0/1
4
4
4
Кол-во призеров муниципального этапа
38
0/1
12
13
12
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья
0
0
0
0
0
Количество участников школьного этапа
1645
326
413
445
461

 

Места распределились следующим образом:

РУССКИЙ ЯЗЫК
9 класс
Быстрикова Анна
победитель
МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (Вишневский филиал)
9 класс
Ухань Елена
призёр
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Свиягинский филиал)
10 класс
Горковец Мария
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
11 класс
Воян Ольга
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новосельский филиал)
11 класс
Поспелов Дмитрий
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Дубовской филиал)
ЛИТЕРАТУРА
10 класс
Грабко Евгений
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
10 класс
Архипов Михаил
призёр
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Александровский филиал)
11 класс
Лутов Владислав
победитель
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
МАТЕМАТИКА
8 класс
Жаринов Денис
победитель
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новосельский филиал)
8 класс
Матюшенко Ирина
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Дубовской филиал)
9 класс
Янова Варвара
призёр
МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (Вишневский филиал)
10 класс
Ли Светлана
призёр
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Свиягинский филиал)
10 класс
Бескровный Максим
 
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское
10 класс
Степанов Сергей
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
ХИМИЯ
9 класс
Янова Варвара
призёр
МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (Вишневский филиал)
10 класс
Черненко Евгений
победитель
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
ПРАВО
10 класс
Шин Александр
призёр
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Свиягинский филиал)
ИСТОРИЯ
9 класс
Щетинина Ольга
 
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Духовской филиал)
10 класс
Попович Алексей
победитель
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Гайворонский филиал)
10 класс
Мельниченко Мария
призёр
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское
11 класс
Хусаинова Клавдия
призёр
МОУ СОШ № 4 с. Прохоры
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
9 класс
Касаткина Екатерина
победитель
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Свиягинский филиал)
9 класс
Барышенко Михаил
призёр
МОУ СОШ № 9 с. Хвалынка
9 класс
Куликова Надежда
призёр
 
10 класс
Попович Алексей
победитель
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Гайворонский филиал)
10 класс
Грабко Евгений
победитель
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
10 класс
Чуб Анастасия
призёр
МОУ СОШ № 9 с. Хвалынка
11 класс
Сушкова Татьяна
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новосельский филиал)
БИОЛОГИЯ
9 класс
Ухань Елена
победитель
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Свиягинский филиал)
9 класс
Быстрикова Анна
призёр
МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (Вишневский филиал)
10 класс
Назаренко Надежда
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Дубовской филиал)
10 класс
Черненко Евгений
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
11 класс
Егиазарян Астхик
победитель
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
11 класс
Белоусова Евгения
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Гайворонский филиал)
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
10 класс
Чуб Анастасия
призёр
МОУ СОШ № 9 с. Хвалынка
11 класс
Луценко Анастасия
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
11 класс
Миначёва Регина
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
ТЕХНОЛОГИЯ
9 класс
Головина Надежда
победитель
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новорусановский филиал)
9 класс
Голубченко Ангелина
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
9 класс
Шемчук Анна
призёр
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Александровский филиал)
9 класс
Свергун Екатерина
призёр
МОУ СОШ № 2 с. Буссевка
9 класс
Сидоренко Татьяна
призёр
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское
11 класс
Муратова Виолетта
победитель
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
11 класс
Горковец Мария
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
11 класс
Затоковенко Валентина
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
9 класс
Косенко Андрей
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
11 класс
Сорокин Илья
призёр
МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (Вишневский филиал)
10 класс
Черненко Евгений
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское
ГЕОГРАФИЯ
10 класс
Попович Алексей
призёр
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Гайворонский филиал)
11 класс
Воян Ольга
победитель
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новосельский филиал)
ФИЗИКА
10 класс
Савченко Иван
призёр
МОУ СОШ № 2 с. Буссевка
 

По итогам муниципального этапа олимпиады среди школ Спасского района большее количество призёров имеют:

 

  • МОУ СОШ № 8 с. Спасское (17 призеров);

  • Вишневский филиал МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (5 призёров);

  • Свиягинский филиал МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (5 призёров);

  • Новосельский филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское (4 призера);

  • Гайворонский филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское (4 призера).

 

Один учащийся стал призёром в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (Всероссийский детский центр «Океан»):

  1. Попович Александр (Гайворонский филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское, 10 класс) – история.

 

Показатель призовых мест, можно сказать, является результатом работы методической площадки ОУ. Хочется верить, что школы в дальнейшем будут работать в таком же темпе. Однако  третий год мы практически не выставляем своих участников на олимпиады по таким предметам как экономика, экология, информатика и ИКТ. Наблюдается формальное отношение некоторых образовательных учреждений к олимпиадному движению, слабая работа учителей со способными школьниками,  возможно, поэтому  старшеклассники теряют интерес к участию в олимпиаде. 

При организации в образовательном учреждении работы с одаренными детьми  нельзя забывать, что подготовка к олимпиаде и участие в ней оказывается весьма полезной не только в плане углубления знаний по предмету. Успешное выступление на олимпиаде требует высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все перечисленные качества являются ключевыми условиями конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.

Школьный компонент учебных планов ориентирован на проведение занятий с детьми, имеющими высокие интеллектуальные и творческие способности, способствует углубленному изучению предметов

Реализация творческого потенциала детей ведётся по следующим направлениям (% по району):

 

№ п/п
Что создано
% охвата
(от общего количества детей в районе)
Результат
1
Предметные кружки
 
 
 
 
43,5
- повышение интереса к предмету;
- развитие навыка самостоятельной, практической и исследовательской деятельности;
- установление межпредметных связей
2
Внеурочная деятельность по предметам
46
- повышение интереса к учебным предметам,
- развитие интеллектуальных, творческих способностей;
- личностный рост, возможность самореализации
3
Дистанционные формы
2
- уверенное использование прикладных программ на компьютере;
- повышение интереса к исследовательской деятельности
4
Конкурсы, инициируемые школой, в том числе модульные и дистанционные:
- конкурсы рисунков «Осторожно-движение», «По страницам Красной книги», «Мы выбираем здоровье», «День Победы», «Отечественный архив», «Космос рядом с нами», «Мы жить желаем без огня»;
- конкурс талантов «Минута славы»;
- конкурсы чтецов «Память поколений», «Моя семья»;
- игры-викторины «Эрудит», «Человек. Вселенная. Космос»
- проект «Школа моей мечты»,
- конкурс «Ученик года»;
- соревнования по лёгкой атлетике, настольному теннису, баскетболу, по волейболу, «Лыжня России», турнир по шашкам, малые олимпийские игры.
22
- личностный рост, возможность самореализации;
- выявление и поддержка одаренных детей

 

Хочется отметить МОУ СОШ № 8 с. Спасское, где ежегодно проводится смена пришкольного летнего лагеря «Интеллект» (английский язык 5-6 класс, 8-10 класс). А также Славинский филиал МОУ СОШ № 2 с Буссевка, где практикуется работа учащихся на опытном участке с целью приобщения к научно-исследовательской деятельности.

Благодаря сложившейся в последние годы эффективной и целенаправленной работе с одаренными детьми достигнуты следующие результаты:

 

Конкурсы муниципального, регионального, всероссийского и международного уровне (по району):

 

№ п/п
Уровень
Название конкурса
Кол-во учащихся
%
охвата
Место
1
Муниципальный
 
 
Конкурс «Амба – хозяин тайги»
2
0,07
I-1
II-1
Выставка декоративно-прикладного творчества «Мир детства»
28
1,1
I-9
II-6
III-7
 
Конкурсы рисунков по ПДД, ко Дню Победы, «Мы желаем жить в мире без пожаров», «Светофор»
12
0,5
I-3
II-4
III-1
 
Районная научно-практическая конференция «Зеленый пояс Амура»
3
0,1
I-1
II-1
III-1
 
Фестиваль патриотической песни и художественного чтения «Чтобы помнили»
17
0,7
I-2
II-2
III-4
 
Фестиваль допризывной подготовки молодежи «Допризывник-2011»
24
0,9
I-1
II-1
III-1
 
«Талант-шоу»
27
1
I-2
II-1
III-2
II районный конкурс молодых исполнителей «Звездная дорожка»
14
0,5
I-1
II-1
III-1
 
Конкурс рефератов «И на Тихом океане свой закончили поход»
1
0,04
II-1
 
Конкурс музеев
4
0,2
I-3
II-1
Экологический репортаж «Край родной мой, что в тебе такого…»
2
0,07
I-2
 
Акция к 66-летию Победы
4
0,2
 
Соревнования юных пожарных «Огнеборцы»
18
0,7
III-1
 
Соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо»
24
0,9
I-1
III-1
 
Соревнования по теннису
32
1,2
I-4
II-4
III-2
Соревнования по баскетболу
30
1,2
I-1
II-1
III-1
Соревнования по лёгкой атлетике
7
0,3
I-2
II-3
III-5
Соревнования по волейболу
54
2
I-2
II-3
III-3
Шахматный турнир
18
0,7
I-3
II-2
III-8
Турнир по шашкам
3
0,1
I-1
II-1
III-1
Итого:
324 чел.
12,5%
I-39 мест
II-31 мест
III-39 мест
2
Региональный
Конкурс детского творчества «Амба-хозяин тайги»
Крылова А.
Матюшенко И.
Саргсян Т.
Дорошина Д.
Воскребенцева Е
Николенко Д.
Дуб.ф.
шк.№8
с. Спас.
 
 
 
1
3
3
2
2
1
Хомякова Д.
Тебенко К.
шк.№2
с. Бус.
2
3
Мельников В.
Барышев С.
Гончаров С.
Усатова Е.
Гайв.ф.
шк.№8
с. Спас.
 
2
1
3
1
Краеведческая олимпиада «Наш край»
Меняйлова Д.
Назаренко Н.
Дуб.ф.
шк.№8
с. Спас.
Призеры 1-го тура
Акция «Зимующие птицы»
Исманов И.
Юрдеков Д.
Заико Е.
шк.2
с. Бус.
2
2
2
Конкурс «Школа в антимобильном стиле»
Мега В.
Сердюкова В.
Савченко В.
шк.7
с. Чкал.
Дипломы за участие
Конкурс «Мы из будущего»
Оськина И.
Кузнецова Ю. Мельниченко М.
шк.7
с. Чкал.
Спецприз конкурса
Дальневосточная экологическая конференция – конкурс школьных работ «Человек и биосфера»
Терещенко П.
Вишн.ф.
шк.№4
с. Прох.
 
Диплом за участие
Итого:
24 чел.
0,9%
I-4 места
II- 7 мест
III-4 места
3
Всероссийский
Конкурс «Овеянные морской славой»
Мега В.
Мельниченко М.
шк.7
с. Чкал.
Дипломы за участие
Конкурс «Интеллект-экспресс» в номинации «Семь пядей во лбу»
Зобов А.
Ким М.
Виниченко И.
Барабашева А.
Сиражидинов А.
Тузов А.
Черевко Н.
Васильева А.
Усатенко Е.
Шевцова В.
Калупина Э.
Ким К.
Ярцева О.
Свияг.ф.
шк.№6
с. Чкал.
 
Лауреаты
Конкурс «Инфознайка»
Зубко А.
Ким В.
Шульга И.
Крохмалева Я.
Волков А.
Щербак А.
Загудаева В.
Емельянова В.
Варлашова Т.
шк. № 24
с. Чкал.
 
1
2
1
1
2
2
2
2
2
Шевцова Д.
Мухаметшин Н.
Ананьева М.
Уткина О.
Анистратов И.
Красн.ф.
шк.№4
с. Прох.
 
1
2
2
2
2
Куликов М
Ершов Н.
шк.7
с. Чкал.
Сертификаты участника
Итого:
31 чел.
1,2%
I-4 места
II- 10
 
4
Международный
Конкурс сочинений и творческих работ на русском языке «Крылатый парус»
Назаренко Н.
 
 
Ухань Е.
Дуб.ф.
шк.№8
с. Спас.
Свияг.ф.
шк.№6
с. Чкал.
1
 
 
Диплом участника
Итого:
2 чел.
0,07%
I-1 чел.
 
ИТОГО (все уровни):
381 чел.
14,7%
I-48 места
II- 48 мест
III-43 мест

 

Всё это говорит о том, что в районе имеется потенциал одарённых и талантливых детей, которых необходимо своевременно заметить, поддержать и помочь таланту раскрыться.

Однако по сравнению с прошлым годом не увеличилось количество победителей и призеров конкурсов районного уровня, значительно меньше регионального и на российский уровень выходят только единицы. Недостатками в результатах и работе с одаренными детьми является нестабильность результатов олимпиад высокого уровня, низкая степень участия школьников в дистанционных, заочных формах соревнований, недостаточное разнообразие форм работы с ними.

Следовательно, методической службе необходимо разработать оптимальную систему  мер, способствующих  совершенствованию работы с  одаренными детьми через:

  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • создание системы районных мероприятий интеллектуального и познавательного плана;

  • знакомство педагогов с методическими приемами работы с одаренными детьми, с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

  • накопление библиотечных и Интернет ресурсов по данному вопросу;

  • знакомство педагогов проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося.

Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

В городах работе с одаренными детьми уделяют большое внимание не только школы, но и немало учреждений дополнительного образования. В сельской же местности основная нагрузка в этом вопросе ложится на плечи учителей.

Анализ работы с одаренными и способными детьми из сельской местности показывает, что положительного результата можно достичь только при выполнении следующих требований:

  • знакомить педагогов с методическими приемами работы с одаренными детьми (через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК);

  • проводить различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;

  • отбирать среди различных систем обучения такие методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

 

 

 

 

 

   

 

  





АНАЛИЗ
работы по подпрограмме «Одарённые дети» СМР
за 2009 – 2010 учебный год

В Спасском муниципальном районе сложилась определенная система работы с одарёнными детьми и разработана районная подпрограмма «Одарённые дети» на 2009 – 2012 годы с целью формирования устойчивой системы работы с одарёнными детьми в рамках образовательного пространства района на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
Цель подпрограммы – создание оптимальных социально-педагогических условий для гармоничного развития одаренных детей и их творческой самореализации.
Основные направления программы:
- создание условий для выявления, развития, самореализации одарённых детей;
- осуществление адресной поддержки и социальной защиты одарённых детей;
- обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по выявлению и обучению одарённых и талантливых детей;
- развитие и поддержка учреждений, работающих с одарёнными детьми;
- методическое и информационное обеспечение программы;
- обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одарёнными детьми.
Подпрограмма «Одарённые дети» обеспечивает оптимальные условия реализации потенциала каждого ребенка, определяет приоритетные направления деятельности педагогов, основные формы работы с одаренными детьми.
Как же реализуется районная программа «Одарённые дети»?
В 2009 – 2010 учебном году в районе приведена в порядок нормативно-правовая база:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.;
- Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Закон РФ «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утверждённая распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г.;
- Федеральная целевая программа «Дети России», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 г. № 172;
- подпрограмма «Одарённые дети» СМР.     
Организация работы с одарёнными детьми с целью выявления у учащихся различных видов одарённости (интеллектуальных, академических, эстетических, коммуникативных, спортивных, предпринимательских и др.) происходит с помощью следующих диагностических методик:
•     «Методика изучения самооценки» Л. Золотарёва, Н. Шляхта;
•     «Методика выявления уровня психологических процессов» А. Б. Боровская;
•     «Методика определения творческого потенциала» Ю. П. Рагозин;
•     Опросник для выявления одаренных школьников А.А. Лосева;
•     Методика оценки общей одаренности А.И. Савенков;
•     Методика «Карта одаренности» А.И. Савенков и др.

Создан банк данных способных детей (по району):

п/п

Вид способностей

Кол-во учащихся

%

охвата

1.

Интеллектуальные

205 чел.

7,6%

2.

Академические (научные)

38 чел.

1,4%

3.

Спортивные

218 чел.

8%

4.

Эстетические

164 чел.

6%

5.

Коммуникативные

45 чел.

1,7%

6.

Предпринимательские

10 чел.

0,4%


А также учителей, подготовивших учащихся.
Это учителя из следующих школ (% от количества учителей в школе):
•     МОУ СОШ № 2 – 8 человек (33% );
•     МОУ СОШ № 3 – 6 человек (46%);
•     МОУ СОШ № 4 – 3 человека (16%);
•     МОУ СОШ № 5 – 11 человек (61%);
•     МОУ СОШ № 6 – 5 человек (24%);
•     МОУ СОШ № 7 – 6 человек (26%);
•     МОУ СОШ № 8 – 18 человек (49%);
•     МОУ СОШ № 11 – 10 человек (43%);
•     МОУ СОШ № 12 – 6 человек (33%);
•     МОУ СОШ № 13 – 3 человека (18%);
•     МОУ СОШ № 14 – 4 человека (24%);
•     МОУ СОШ № 18 – 1 человек (8%);
•     МОУ СОШ № 19 – 6 человек (60%);
•     МОУ СОШ № 20 – 10 человек (67%);
•     МОУ СОШ № 24 – 8 человек (67%).
Всего по району: 38% учителей.
Особенно хочется отметить следующих учителей (% охвата от общего количества детей в школе):

  1.      Сорокину М. В., учителя ИЗО и музыки МОУ СОШ № 3 с. Вишнёвка – 20%;
  2.      Лукьянову И. Б., учителя математики МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 20%;
  3.      Янкову Т. А., учителя математики МОУ СОШ № 14 с. Красный Кут – 23%;
  4.      Ананьеву Н. П., учителя информатики МОУ СОШ № 14 с. Красный Кут – 38%;
  5.      Новацкую Е. Н., уителя МОУ СОШ № 19 с. Славинка – 30%;
  6.      Климову С. А., учителя математики МОУ СОШ № 12 с. Дубовское – 35%;
  7.      Маринич Р. И., учителя физической культуры МОУ СОШ № 12 с. Дубовское – 30Клименкова Ж. Б., учитель географии МОУ СОШ № 5 с. Новосельское – 72%;
  8.      Чеглакова Т. А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5 с. Новосельское – 30%.

Вопросы работы с одарёнными школьниками отражены в планах внутришкольного контроля ОУ Спасского муниципального района:
- выявление школьной зрелости учащихся 1 класса;
- формирование базы данных одарённых детей;
- проведение школьных олимпиад;
- проведение контрольных срезов по всем предметам;
- проведение предметных недель;
- проведение конкурса «Ученик года»;
- осуществление контроля по созданию в учебных кабинетах картотеки материалов повышенной сложности;
- осуществление контроля за работой кружков;
- индивидуальная работа в урочное и внеурочное время;
- создание «Портфолио» учащихся;
- мониторинг классного руководителя достижений успехов и неудач учащихся и др.
Программа «Одарённые дети» предусматривает целенаправленную работу со способными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.

Формы работы с одаренными учащимися:
•     групповые занятия с одаренными учащимися;
•     предметные кружки;
•     кружки по интересам;
•     конкурсы;
•     курсы по выбору;
•     участие в олимпиадах;
•     работа по индивидуальным планам;
•     привлечение к участию в заочных викторинах на разных уровнях;
•     интеллектуальные марафоны.

Вид деятельности:
•     спортивная;
•     музыкальная;
•     вокальная;
•     танцевальная;
•     интеллектуальная;
•     художественная;
•     информативная;
•     общественная.

Одной из самых распространенных форм работы с одаренными детьми является предметная олимпиада школьников.
С 23 по 27 ноября 2009 года на базе МОУ СОШ № 8 с. Спасское был проведен муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по 15 учебным предметам: математике, русскому и английскому языкам, химии, литературе, физике, географии, биологии, технологии, информатике, истории, обществознанию, праву, экологии, экономики.
В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады приняли участие учащиеся 8, 9, 10, 11 классов из 17 школ района. Всего на олимпиады прибыло 173 школьника. Зарегистрировано 292 результата. В пяти – 2, в четырех – 10, в трех – 16, в двух – 49, в одной – 96.
Наибольшее количество учащихся приняли участие в олимпиадах по математике (35), биологии (32), физике (30), географии (26), истории (26). Менее представительными были олимпиады по информатике (4), экологии (2), экономике (1).
Больше всего призовых мест набрали учащиеся:
•     МОУ СОШ № 8 с. Спасское (I – 8 чел., II – 6 чел., III – 7 чел.);
•     МОУ СОШ № 5 с. Новосельское (I – 4 чел., II – 2 чел., III – 3 чел.);
•     МОУ СОШ № 6 с. Свиягино (I – 3 чел., III – 3 чел.);
•     МОУ СОШ № 1 с. Александровка (I – 1 чел., II – 1 чел., III – 4 чел.);


Места распределились следующим образом:

РУССКИЙ ЯЗЫК

9 класс

Ухань Елена

3 место

МОУ СОШ № 6 с. Свиягино

10 класс

Воян Ольга

1 место

МОУ СОШ № 5 с. Новосельское

 

Иванкина Екатерина

3 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

11 класс

Воеводин Максим

3 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

ЛИТЕРАТУРА

9 класс

Грабко Евгений

1 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

10 класс

Лутов Владислав

1 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

11 класс

Доманюк Анна

3 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

МАТЕМАТИКА

8 класс

Кочергина Анна

1 место

МОУ СОШ № 14 с. Красный Кут

 

Алаторцев Иван

1 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

 

Гринев Тимур

2 место

МОУ СОШ № 1 с. Александровка

 

Шемчук Анна

3 место

МОУ СОШ № 1 с. Александровка

 

Корнева Алина

3 место

МОУ СОШ № 20 с. Зеленодольское

9 класс

Архипов Михаил

1 место

МОУ СОШ № 1 с. Александровка

ПРАВО

11 класс

Бузолин Антон

1 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

 

Журба Ярослав

1 место

МОУ СОШ № 6 с. Свиягино

ИСТОРИЯ

9 класс

Попович Александр

1 место

МОУ СОШ № 11 с. Гайворон

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

9 класс

Ию Сергей

1 место

МОУ СОШ № 6 с. Свиягино

 

Грабко Евгений

1 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

 

Капрова Екатерина

3 место

МОУ СОШ № 5 с. Новосельское

10 класс

Коваленко Мария

1 место

БИОЛОГИЯ

9 класс

Федюнина Александра

1 место

МОУ СОШ № 5 с. Новосельское

 

Федорец Владимир

2 место

МОУ СОШ № 5 с. Новосельское

 

Ию Сергей

3 место

МОУ СОШ № 6 с. Свиягино

10 класс

Кормилицына Марина

1 место

МОУ СОШ № 3 с. Вишневка

 

Сушкова Татьяна

2 место

МОУ СОШ № 5 с. Новосельское

 

Гуменюк Николай

3 место

МОУ СОШ № 1 с. Александровка

 

Егиазарян Астхик

3 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

11 класс

Журба Ярослав

1 место

МОУ СОШ № 6 с. Свиягино

 

Посметный Константин

1 место

МОУ СОШ № 11 с. Гайворон

 

Ерченко Ирина

3 место

МОУ СОШ № 5 с. Новосельское

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

9 класс

Капрова Екатерина

1 место

МОУ СОШ № 5 с. Новосельское

 

Мирзаева Шохсана

2 место

МОУ СОШ № 9 с. Хвалынка

 

Барсегян Цогик

3 место

МОУ СОШ № 12 с. Дубовское

10 класс

Луценко Анастасия

1 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

 

Миначева Регина

2 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

 

Крылова Анастасия

3 место

МОУ СОШ № 12 с. Дубовское

11 класс

Бузолин Антон

2 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

 

Югай Елена

3 место

МОУ СОШ № 2 с. Буссевка

ТЕХНОЛОГИЯ

9 класс

Мельниченко Мария

3 место

МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское

11 класс

Затоковенко Валентина

2 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

 

Пирожок Анна

3 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

ГЕОГРАФИЯ

9 класс

Федюнина Александра

3 место

МОУ СОШ № 5 с. Новосельское

10 класс

Воян Ольга

1 место

МОУ СОШ № 5 с. Новосельское

 

Поспелов Дмитрий

2 место

МОУ СОШ № 12 с. Дубовское

11 класс

Огиенко Константин

1 место

МОУ СОШ № 2 с. Буссевка

 

Далишнева Анастасия

3 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

ФИЗИКА

8 класс

Шемчук Анна

3 место

МОУ СОШ № 1 с. Александровка

 

Гринев Тимур

3 место

МОУ СОШ № 1 с. Александровка

9 класс

Юрьева Татьяна

3 место

МОУ СОШ № 2 с. Буссевка

 

Ию Сергей

3 место

МОУ СОШ № 6 с. Свиягино

10 класс

Савченко Иван

2 место

МОУ СОШ № 2 с. Буссевка

 

Кудрина Екатерина

3 место

МОУ СОШ № 18 с. Новорусановка

ХИМИЯ

9 класс

Черненко Евгений

1 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

10 класс

Асламова Виктория

3 место

МОУ СОШ № 3 с. Вишневка

ЭКОЛОГИЯ

10 класс

Выборнова Кристина

2 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

11 класс

Крекотень Елена

3 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское

ЭКОНОМИКА

11 класс

Бузолин Антон

2 место

МОУ СОШ № 8 с. Спасское


Двое учащихся стали призёрами в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (Всероссийский детский центр «Океан»):

  1.      Журба Ярослав (МОУ СОШ № 6 с. Свиягино, 11 класс) – право;
  2.      Попович Александр (МОУ СОШ № 11 с. Гайворон, 9 класс) – история.

Школьный компонент учебных планов ориентирован на проведение занятий с детьми, имеющими высокие интеллектуальные и творческие способности, способствует углубленному изучению предметов.
Реализация творческого потенциала детей ведётся по следующим направлениям (% по району):
•     предметные кружки – 49%;
•     спортивные секции – 54%;
•     внеурочная деятельность по предметам – 63%;
•     дистанционные формы – 6%;
•     конкурсы и соревнования, инициируемые школой – 45%:
- олимпиады по русскому языку, по английскому языку, по литературе, по математике, по окружающему миру, по биологии, по химии, интеллектуальный марафон;
- конкурс «Ученик года»;
- конкурсы чтецов «Память поколений»;
- конкурс сочинений «Письмо ветерану», «Война в моём доме», «История ВОВ»;
- конкурсы рисунков «Мир без пожаров», по ПДД;
- конкурс газет «Моя семья»;
- конкурс инсценированной песни «Одна на всех великая Победа»;
- соревнования по лёгкой атлетике, настольному теннису, баскетболу, по волейболу, «Лыжня России», турнир по шашкам, малые олимпийские игры;
•     конкурсы муниципального, регионального, всероссийского и международного уровне (по району):






Наиболее массовыми и результативными являются конкурсы районного уровня, значительно меньше регионального и на российский уровень выходят только единицы.
Недостатками в результатах и работе с одаренными детьми является нестабильность результатов олимпиад высокого уровня, низкая степень участия школьников в дистанционных, заочных формах соревнований, недостаточное разнообразие форм работы с ними.
Залогом достижения школьниками высоких результатов, демонстрируемых на олимпиадах, конкурсах является продуманная, систематическая работа учителя – наставника. Использование методов и приемов частично – поискового, исследовательского, творческого характера побуждают учащихся к познавательной деятельности.

     В каждом образовательном учреждении проходят мероприятия, подводящие результаты самореализации одарённых детей за период учебного года:
•     итоговая общешкольная линейка;
•     конкурс «Ученик года» в МОУ СОШ № 24 с. Чкаловское, МОУ СОШ № 2 с. Буссевка, в МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское, в МОУ СОШ № 17 с. Нововладимировка;
•     круглый стол по обмену опытом работы с одарёнными детьми;
•     конкурс «Минута славы» в МОУ СОШ № 6 с. Свиягино;
•     «Фестиваль одарённых детей» в МОУ СОШ № 8 с. Спасское;
•     Фестиваль творчества в МОУ СОШ № 12 с. Дубовское.

Анализ работы с одаренными и способными детьми из сельской местности показывает, что положительного результата можно достичь только при выполнении следующих требований:
- наличие научно обоснованных программ обучения одаренных и способных детей и положительных результатов их применения на практике;
- наличие соответствующих этим программам обучения системы выявления одаренных, способных детей;
- наличие квалифицированных кадров и психологов, способных обеспечить соответствующие результаты в применяемом типе обучения;
- наличие отработанной системы обратной связи, позволяющей отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений в его работе;
- добровольное привлечение детей и гибкость работы с ними на любой возрастной ступени, в том числе и возможность «не стрессового» выхода на любом возрастном этапе.
Условием успешной работы со способными детьми должна стать разработанная педагогом индивидуальная программа с учетом возрастных особенностей при сочетании форм, методик, образовательных технологий, которые объединены в методическую систему. Все это способствует становлению ключевых компетентностей учащихся.
Работа с одаренными детьми в различных областях знаний должна быть обозначена в ОУ в качестве одного из приоритетных направлений деятельности. Для совершенствования работы необходимо использовать возможности учебного плана, углубленного изучения отдельных предметов, потенциал дополнительного образования, практиковать формы дистанционного образования.




Hosted by uCoz