На главную
На главную

Рекомендации
при работе с классным коллективом


Обычно, начав новый учебный год, мы вносим некоторые коррективы в планы воспитательной работы. Что-то из запланированного ранее нам кажется уже неактуальным, какие-то мероприятия мы, наоборот, включаем в план

(7-8-е классы) и выпускниками основной школы (9-й класс)
Основные задачи
воспитательной работы:

  • развитие самосознания и культуры самовоспитания;
  • воспитание гражданственности;
  • подготовка к семейной жизни;
  • формирование экономического мышления.

Направления воспитательной работы:
1. Общечеловеческие нравственные ценности
Старший подростковый возраст характерен особой восприимчивостью к красоте, что связано с половым созреванием, чувством зрелости, осознанием себя в качестве человека, гражданина, представителя своего народа, члена семьи, мужчины или женщины, с развитием самосознания. В связи с этим предлагаем, используя беседы, экскурсии, обсуждение книг, посещение выставок и другие формы работы, рассмотреть с воспитанниками следующие проблемы:

  • исторические корни русского народа;
  • основные черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души);
  • человеческие трагедии, например потеря близких, стихийные бедствия, войны и т.п.;
  • заповедь Библии: «Не убий!»;
  • человеческие драмы, например брак по принуждению, проводы на войну, подневольный труд и др.;
  • насколько справедливо утверждение «Не рой другому яму, сам в нее попадешь»;
  • человеческие радости, например взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с природой и др.;
  • заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего»;
  • человеческие сомнения.

2. Жизненное самоопределение

  • Беседы: «С чего начинается взрослость?», «Как создается характер?», «Мужской и женский характеры», «Как готовить себя к семейной жизни?», «Культура семейной жизни», «Первая любовь», «Как стать обаятельной девушкой?», «Как стать обаятельным юношей?», «Культура самопознания и самовоспитания».
  • Практикумы: «Правила счастливого человека», «Женщина в доме», «Мужчина в доме», «Как изучить свои способности?».
  • Вечера, конкурсы, праздники и др.
  • Тренинги, посвященные вопросам подготовки к различным жизненно важным ситуациям.

3. Основы экономического воспитания
Знакомство с экономическими понятиями «материальные ценности», «материальная заинтересованность», «цена и себестоимость», «бюджет», «налог», «заработная плата».
Основные понятия - нравственные качества в экономической этике: альтруизм - эгоизм, благотворительность - иждивенчество, предприимчивость - безынициативность, потребности, деловитость - лень, честность - нечестность, смелость, риск - трусость, надежность, обязательность - разгильдяйство, уважение к партнеру - зазнайство, бескорыстие - алчность, оптимизм - пессимизм, общительность - замкнутость.

  • Беседы: «Как зарабатывать деньги?», «Здоровье и предпринимательство».
  • Ролевые игры: «Домоводство», «Малое предприятие».

4. Самореализация личности подростка

  • Беседы: «Портрет нашего современника», «Идеалы и антиидеалы», «Человек и культура», «Человек в мире техники», «Человек и рыночная экономика».
  • Психологический практикум: «Как определить свои способности?», проведение профориентационных анкет и опросников.

5. Безопасное поведение человека в обществе
• Беседы: «Как молодые люди втягиваются в преступную деятельность», «Как вести себя в конфликтных ситуациях?», «Что значит «быть болельщиком»?», «Необходимость соблюдения законов», «Как быстрее выздороветь при наступлении болезни?», «Если тебе очень плохо


Давайте уточним, для чего же все-таки существует необходимость собирать родителей вместе или какую-то часть родительского коллектива?
Во-первых, для быстрого получения той или иной информации, необходимой для работы с детьми, так сказать, информации «из первых рук». Кто владеет информацией о детях, тот владеет воспитательной ситуацией. Для классного руководителя такая информация - его профессиональный капитал, основа принятия любого решения. К любому собранию следует подготовить вопросы, которые необходимо задать родителям. Уже в начале учебного года можно предложить родителям примерно такую анкету:
- Охотно ли ваш ребенок ходит в школу?
- Основные человеческие достоинства вашего ребенка, лучшие его черты и качества.
- Недостатки, слабости вашего ребенка.
- Какие учебные предметы изучает с интересом?
- Какие предметы не любит, игнорирует?
- Есть ли у вашего ребенка постоянные домашние обязанности? Какие?
- По какому режиму живет ваш ребенок дома?
- Есть ли у вашего сына (дочери) отклонения в здоровье? Что ему (ей) противопоказано?
- Есть ли у вас какие-то просьбы, пожелания, связанные со здоровьем ребенка? Или иные просьбы?
- Чем ваш ребенок любит заниматься дома в свободное время? Чем не любит?
Вопросы эти условны, каждого классного руководителя интересует свой круг. Разумеется, нельзя ждать в ответах родителей абсолютной объективности, но они в любом случае - важная информация к размышлению.




Hosted by uCoz

Hosted by uCoz