Цель: на основе обобщения опыта, изучения педагогической литературы модель личности педагога в современной школе.
Задачи:
- обобщить опыт педагогов школы;
- показать элементы педагогической технологии, применяемой в опыте, уточнить и осмыслить ее особенности;
- изучить методические материалы, характеризующие основные идеи по формированию личности педагога современной школы;
План работы педсовета
1. Заседание методического совета.
Осмысление цели и концепции педсовета, формирование рабочей группы
( ответственный – зам. по учебно-воспитательной работе Радченко Л.В.).
2. Диагностические мероприятия (ответственные – замы, методист):
- наблюдение фрагментов передового педагогического опыта в виде уроков различных типов и внеклассных мероприятий;
- встреча с учащимися тех классов, где работает учитель ;
3. Работа межпредметной ассоциации:
- подготовка представления на учителя, чей опыт обобщается;
- подготовка персональной выставки передового педагогического опыта;
- дискуссия по представлению опыта коллективу педагогов школы/
4. Заседание педагогического совета
Тема заседания "Личность педагога в современной школе".
План работы по обобщению опыта
- Главная идея опыта.
- Совокупность педагогических средств, используемых для решения задач.
- Педагогическая технология (последовательность действий по использованию педагогических средств).
- Результативность опыта.
- Условия функционирования опыта.
- Кому опыт может быть рекомендован и при каких условиях эффективно использован?
Содержание выставочных материалов
- Учебно-педагогическая документация (планы работы, уроков, внеклассных дел и т.д.).
- Дидактический материал, наглядные пособия, раздаточный материал, подготовленный самим учителем, чей опыт обобщается.
- Продукты педагогической деятельности (творческие работы учащихся, поделки учащихся, материалы ученических исследований).
- Портфолио учителя
Ход педсовета
- Вступительное слово завуча (Радченко Л.В.) о необходимости и актуальности обобщения опыта в педагогическом коллективе. Цели и задачи.
- Выступления руководителя межпредметной ассоциации по представлению опыта учителя.
Выступление на педсовете (Радченко Л.В.)
Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего, необходимо определить критерий педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
При характеристике понятия "педагогическое мастерство" возникает ряд вопросов:
- Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?
- Педагогическое мастерство - это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребенка можно научить читать и писать?
- Что является критериями педагогического мастерства?
- Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.
К сожалению, до настоящего времени еще не найдены исчерпывающие ответы на большинство поставленных вопросов. Но исследователи, как правило, сходятся во мнении о необходимости рассмотрения в первую очередь вопроса о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.
С философской точки зрения личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании "социально значимые черты", следовательно, чтобы разработать модель личности педагога в адаптивной школе, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука - это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности Доказательство - это опыт, представляемый учителями.
Представление учителя: директор школы Лапина Л.Г.
Воронова Светлана Михайловна работает в данной школе 28 лет, учитель первой категории, работает в 10-12 классах, почетный работник РФ.
Из опыта работы учителя: Вороновой С.М.
Радченко Л.В. (в тезисах)
- Работа учителя Вороновой С.М. строится на основе оценки интереса к предмету. Для реализации данной цели разработан комплекс мер по развитию и поддержанию устойчивого интереса к обучению русского языка и литературы и химии и биологии.
- Воспитательный аспект работы. За многие годы работы в школе выработался принцип взаимоотношений в режиме учитель-ученик.
- Формы работы на уроке. Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель большое внимание уделяет созданию ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха рассматривается как проживание субъектом (учеником) своих личностных достижений в его собственной жизнедеятельности. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиции завтрашних перспектив. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть не что иное, как счастье в одной его разновидности. Часто в работе используется прием - выделение "персональной исключительности" операция тонкая и изящная. Для ее проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т.д. Для разных классов предусматриваются разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала
Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение учителя создать атмосферу доброжелательности. При этом педагог продумывает методические приемы, обеспечивающие:
- снятие страха перед предметом;
- высокую мотивацию;
- авансирование (оглашение достоинств ребенка);
- преобладание скрытой инструкции;
- поддержку индивидуальности (исключительности) школьника;
- объективность и доброжелательность педагогического внушения;
- высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности школьника.
4. Очень важным в работе учитель считает постоянное педагогическое воздействие и на уроке, и во внеурочное время. Работа с учениками после уроков не заканчивается только классом, где учитель является классным куратором, он старается охватить все классы, и это ему удается.
5.. Для плодотворной работы в средней школе по программе русского языка и литературы учитель считает необходимым точно знать, чему дети были обучены в общеобразовательных школах и
каким образом выстраивать работу дальше. Для него это не только вопрос преемственности, но и выбор методов, средств, форм работы с коллективом класса, который он будет обучать.
Основной парадигмой в работе считает: "Научить русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его - это цель, которую
можно реализовать". В работе учителя главное - осторожно пользоваться таким "тонким инструментарием", как оценка. Оценка является одним из структурных компонентов
педагогической деятельности. Оценочная деятельность - это форма активного взаимодействия педагога с учащимися.. Предварительный мониторинг уровня обученное учащихся дает возможность
строить опрос таким образом, что учащиеся со слабой подготовкой по русскому языку получают задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на
положительную отметку. Ребята, работающие на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Творческие задания предлагаются только в том случае, когда учитель уверен,
что ученик к выполнению заданий такого уровня. Для любого творческого задания дается четкая инструкция, а иногда и образец выполнения, что помогает учащимся в понимании и выполнении
задания. Очень важное значение придает учитель режиму умственного труда школьников. Здоровьесберегающие технологии предполагают не только разгрузку на уроке, но и внимательное
отношение учителя к учебной нагрузке детей. Учитель продумывает вопрос, когда и какой сложности контрольную работу дать, чтобы в один день не было двух контрольных работ, на каком уроке ее провести, чтобы дети не очень устали, а в двухсменном режиме работы школы сделать это очень сложно. Учитель считает обязательным на начальном этапе работы с классом провести диагностирование по следующим вопросам:
семья;
условия жизни;
здоровье ребенка;
общее интеллектуальное развитие ребенка;
Учитель готовит задания, где учитываются возможности всех детей. Для каждого такого урока составляется отдельный сценарий. Продумывается превентивное домашнее задание в творческой форме. Отбор содержания материала рассчитан на учет способностей и возможностей учащихся, работающих в классе. Учитель проводит ежедневный анализ, как ученик идет от "незнания к знанию", и на основе этого формируются последующие уроки. На уроках четко прослеживается принцип пошагового выполнения заданий. Дети видят, какой путь им предстоит пройти. Каждый шаг - следующий этап, взаимосвязанный с темой урока, его целями и задачами. Задания всегда дифференцированы по степени сложности, что позволяет включать в работу каждого ученика на уроке. Формируется умение рассуждать по алгоритму: для сильных - это образец; для средних и слабых -формируется умение высказываться; самые слабые слушают "алгоритм в работе". . Подготовка упражнений к устному заданию осуществляется таким образом, чтобы сформировать у каждого ученика осознанное отношение к работе па уроке. Способствует развитию интереса к предмету. Форма организации работы на уроках в режиме учитель - ученик - учитель позволяет увидеть, реализована ли цель, поставленная на уроке. Из года в год повышаются требования к качеству подготовки выпускников основной и средних общеобразовательных школ . А это , в свою очередь , требует постоянного совершенствования учителем своих профессиональных качеств как предметника, как мудрого воспитателя.
Воронова С.М. поделилась опытом своей работы и представила портфолио.
Решение педагогического совета:
- Признать опыт работы Вороновой С.М., учителя русского языка и литературы положительным и рекомендовать к использованию основных элементов опыта в педагогическом коллективе.
2. Представить Воронову С.М, учителя русского языка и литературы к награждению грамотой департамента образован науки в июне 2009 года