АНАЛИЗ
работы по подпрограмме «Одарённые дети» СМР
за 2010 – 2011 учебный год
Вопросы развития образования на сегодняшний день становятся актуальными не только в школьных коридорах и узких педагогических сообществах. Сегодня развитие образования – это тема обсуждения в самых высоких политических кругах. Сам президент нашей страны рассматривает систему образования, как основу развития государства, уверен, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом.
5 ноября 2008 года Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев в своем послании Федеральному собранию предложил проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», после долгих обсуждений 21 января 2010 года на открытии Года учителя в Санкт-Петербурге, Президент сообщил об утверждении инициативы «Наша новая школа», направленной на дальнейшую модернизацию системы образования страны.
В программе пять ключевых пунктов: новые образовательные стандарты, поиск и поддержка талантливых детей, увеличение числа педагогов и повышение их квалификации, создание современной школьной инфраструктуры, здоровье учеников.
Создание условий обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Развитие района зависит от наличия высококвалифицированных кадров, поэтому организация работы с одарёнными детьми является одним из главных направлений в работе педагогических коллективов образовательных учреждений района.
Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Необходим поэтапный, постепенный поиск одарённых детей в процессе их обучения.
В Спасском районе, в данное время реализуется подпрограмма «Одарённые дети», она является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования системы работы с одарёнными детьми.
Цель подпрограммы: создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей района.
Реализация районной программы «Одарённые дети» рассчитана на 3 года, с 2009г. по 2012г.
В настоящее время программа находится на основном этапе реализации. Этот этап реализации связан с непосредственной работой с одарёнными учащимися на всех уровнях и во всех направлениях. На этом этапе ведётся систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми в учреждениях общего образования, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий. Пополнение и обновление банка данных «Одарённые дети», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик.
Педагоги района и руководители ОУ понимают, что с одаренным ребенком необходимо работать с начальных классов. Учителя развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка. Многие педагоги используют для этого инновационную педагогическую технологию «Портфолио» — это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.
Несомненно, учебно-методическая и инновационная деятельность педагогов и администрации школы играет большую роль в развитии ребенка. С каждым годом увеличивается количество педагогов, работающих с одаренными детьми.
Это учителя из следующих школ (% от количества учителей в школе):
• Александровский филиал МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 10 (37%);
• МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 10 человек (36% );
• Вишневский филиал МОУ СОШ № 4 с. Прохоры – 6 человек (35%);
• МОУ СОШ № 4 с. Прохоры – 6 человек (30%);
• Новосельский филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 10 человек (42%);
• Свиягинский филиал МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 11 человек (50%);
• МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское– 15 человек (65%);
• МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 21 человек (57%);
• Гайворонский филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 12 человек (57%);
• Дубовской филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 5 человек (28%);
• Краснокутский филиал МОУ СОШ № 4 с. Прохоры – 4 человека (20%);
• Кронштадтский филиал МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 3 (25%);
• Новорусановский филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 5 человек (45%);
• Славинский филиал МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 8 человек (80%);
• Зеленодольский филиал МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 11 человек (69%);
• МОУ НШ-ДС № 24 с. Чкаловское – 6 человек (60%).
Всего по району: 43% учителей
Количество педагогов ОУ Спасского района, работающих
с одаренными детьми в сравнении за 2 года
Особенно хочется выделить следующих учителей (% охвата от общего количества детей в школе):
- Жидкову З.Н., учителя физической культуры Славинского филиала МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 100%;
- Маринич Р.И., учителя физической культуры Дубовского филиала МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 100%;
- Кравченко Н.Н., учителя технологии – 100%;
- Лалетина Н.И., учителя физической культуры МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 60%;
- Рябец Г.М., учителя физической культуры Кронштадтского филиала МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 56%;
- Пельменеву Н.В., учителя музыки Дубовского филиала МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 54%;
- Шараеву Л.В., учителя математики Славинского филиала МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 50%;
- Ятову В.Н., учителя русского языка и литературы Славинского филиала МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 50%;
- Емец Е.В., учителя русского языка и литературы Славинского филиала МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 50%.
Основными показателями успешной работы школ с одарёнными и талантливыми детьми является количество выпускников, закончивших школы с золотыми и серебряными медалями, наличие призовых мест в районных, республиканских и российских олимпиадах и конкурсах, в спортивных состязаниях и соревнованиях, в творческих конкурсах солистов, хоровых и танцевальных коллективах.
Анализ этих мероприятий показывает, что в районе достаточно много одарённых детей. За последние три года из школ Спасского района выпустилось 7 золотых и 18 серебряных медалиста.
2008-2009 уч. год (2 золотых, 9 серебряных медали);
2009-2010 уч. год (2 золотых, 3 серебряных медалей);
2010-2011 уч. год (3 золотых, 6 серебряных медалей).
Количество золотых и серебряных медалей в ОУ Спасского района
за три года
Система поиска и поддержки талантливой молодёжи на сегодняшний день предусматривает различные способы реализации. Это и предоставление возможности обучения по индивидуальным образовательным траекториям, и организация слётов талантливой молодёжи, составление банка данных одарённых детей и проведение предметных олимпиад для талантливых школьников.
Основными целями и задачами олимпиады школьников являются развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; выявление и поощрение одарённых школьников и творчески работающих учителей; создание необходимых условий для поддержки одарённых детей; пропаганда научных знаний; определение участников заключительного этапа олимпиады.
С 25 ноября по 4 декабря 2010 года на базе МОУ СОШ № 8 с. Спасское был проведен муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по 12 предметным дисциплинам: математике, русскому и английскому языкам, химии, литературе, физике, географии, биологии, технологии, истории, обществознанию, праву.
В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады приняли участие учащиеся 8,9,10,11 классов из 15 МОУ СОШ и их филиалов. Всего на олимпиады прибыло 147 школьников. Зарегистрировано 221 результат. В пяти – 1, в четырех – 3, в трех –16, в двух – 41, в одной – 74. Учащихся 8 классов 9, 9 классов – 63, 10 классов – 65, 11 классов -82.
Наибольшее количество учащихся приняли участие в олимпиадах по русскому языку (27), по биологии (26), по обществознанию (25), по математике (22), менее представительными оказались олимпиады по праву (5), по литературе (4), не были заявлены участники на олимпиады по экологии, информатике, экономике. Победителей определилось 13, призеров – 38.
Призовые места распределись по образовательным учреждениям в следующем порядке:
• МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское – 3;
• МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Свиягинский филиал) – 5;
• МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Александровский филиал) – 2;
• МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Духовской филиал) – 1;
• МОУ СОШ № 8 с. Спасское – 17;
• МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новосельский филиал) – 4;
• МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Гайворонский филиал) – 4;
• МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Дубовской филиал) – 3;
• МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новорусановский филиал) – 1;
• МОУ СОШ № 9 с. Хвалынка - 3;
• МОУ СОШ № 4 с. Прохоры – 1;
• МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (Вишневский филиал) – 5;
• МОУ СОШ № 2 с. Буссевка – 2.
Количество детей в ОУ Спасского района, участвующих в олимпиадах
за три года
В 2008-2009 учебном году – количество участников составляло 166 человек;
В 2009-2010 учебном году – 173 человек;
В 2010-2011 учебном году – 147 участника.
Анализируя данные за последние 3 года, видим, что количество детей, участвующих в олимпиадах, уменьшается. Это связано со снижением численности школьников в ОУ Спасского района.
Информация о количестве участников школьного и муниципального этапа олимпиады школьников
2010 – 2011 учебного года
№ |
Предмет |
Всего |
7
класс
|
8
класс |
9
класс
|
10 класс |
11
класс |
1 |
Английский язык |
12 |
- |
- |
4 |
3 |
5 |
2 |
Биология |
26 |
- |
- |
10 |
7 |
9 |
3 |
Право |
5 |
- |
- |
- |
3 |
2 |
4 |
Русский язык |
25 |
- |
- |
9 |
8 |
8 |
5 |
Физика |
20 |
- |
4 |
4 |
4 |
8 |
6 |
Химия |
16 |
- |
- |
3 |
6 |
7 |
7 |
Экология |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8 |
Экономика |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
Обслуживающий труд |
14 |
- |
- |
8 |
- |
6 |
10 |
Технический труд |
10 |
- |
- |
3 |
- |
7 |
11 |
Информатика и ИКТ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
История |
21 |
- |
- |
6 |
7 |
8 |
13 |
Математика |
22 |
- |
7 |
4 |
7 |
4 |
14 |
Обществознание |
25 |
- |
- |
7 |
9 |
9 |
15 |
География |
21 |
- |
- |
5 |
9 |
7 |
16 |
Литература |
4 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
|
ИТОГО: |
221 |
- |
11 |
63 |
65 |
82 |
Количество
обучающихся |
Общее кол-во |
7/8 класс |
9
класс |
10 класс |
11 класс |
Количество обучающихся в территории |
1060 |
253/263 |
271 |
122 |
151 |
Количество участников муниципального этапа |
221 |
0/11 |
63 |
65 |
82 |
Кол-во мальчиков/девочек |
90/131 |
6/5 |
23/40 |
28/37 |
33/49 |
Кол-во победителей
муниципального этапа |
13 |
0/1 |
4 |
4 |
4 |
Кол-во призеров муниципального этапа |
38 |
0/1 |
12 |
13 |
12 |
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество участников школьного этапа |
1645 |
326 |
413 |
445 |
461 |
Места распределились следующим образом:
9 класс |
Быстрикова Анна |
победитель |
МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (Вишневский филиал) |
9 класс |
Ухань Елена |
призёр |
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Свиягинский филиал) |
10 класс |
Горковец Мария |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
11 класс |
Воян Ольга |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новосельский филиал) |
11 класс |
Поспелов Дмитрий |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Дубовской филиал) |
10 класс |
Грабко Евгений |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
10 класс |
Архипов Михаил |
призёр |
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Александровский филиал) |
11 класс |
Лутов Владислав |
победитель |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
8 класс |
Жаринов Денис |
победитель |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новосельский филиал) |
8 класс |
Матюшенко Ирина |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Дубовской филиал) |
9 класс |
Янова Варвара |
призёр |
МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (Вишневский филиал) |
10 класс |
Ли Светлана |
призёр |
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Свиягинский филиал) |
10 класс |
Бескровный Максим |
|
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское |
10 класс |
Степанов Сергей |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
9 класс |
Янова Варвара |
призёр |
МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (Вишневский филиал) |
10 класс |
Черненко Евгений |
победитель |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
10 класс |
Шин Александр |
призёр |
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Свиягинский филиал) |
9 класс |
Щетинина Ольга |
|
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Духовской филиал) |
10 класс |
Попович Алексей |
победитель |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Гайворонский филиал) |
10 класс |
Мельниченко Мария |
призёр |
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское |
11 класс |
Хусаинова Клавдия |
призёр |
МОУ СОШ № 4 с. Прохоры |
9 класс |
Касаткина Екатерина |
победитель |
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Свиягинский филиал) |
9 класс |
Барышенко Михаил |
призёр |
МОУ СОШ № 9 с. Хвалынка |
9 класс |
Куликова Надежда |
призёр |
|
10 класс |
Попович Алексей |
победитель |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Гайворонский филиал) |
10 класс |
Грабко Евгений |
победитель |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
10 класс |
Чуб Анастасия |
призёр |
МОУ СОШ № 9 с. Хвалынка |
11 класс |
Сушкова Татьяна |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новосельский филиал) |
9 класс |
Ухань Елена |
победитель |
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Свиягинский филиал) |
9 класс |
Быстрикова Анна |
призёр |
МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (Вишневский филиал) |
10 класс |
Назаренко Надежда |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Дубовской филиал) |
10 класс |
Черненко Евгений |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
11 класс |
Егиазарян Астхик |
победитель |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
11 класс |
Белоусова Евгения |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Гайворонский филиал) |
10 класс |
Чуб Анастасия |
призёр |
МОУ СОШ № 9 с. Хвалынка |
11 класс |
Луценко Анастасия |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
11 класс |
Миначёва Регина |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
9 класс |
Головина Надежда |
победитель |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новорусановский филиал) |
9 класс |
Голубченко Ангелина |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
9 класс |
Шемчук Анна |
призёр |
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (Александровский филиал) |
9 класс |
Свергун Екатерина |
призёр |
МОУ СОШ № 2 с. Буссевка |
9 класс |
Сидоренко Татьяна |
призёр |
МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское |
11 класс |
Муратова Виолетта |
победитель |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
11 класс |
Горковец Мария |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
11 класс |
Затоковенко Валентина |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
9 класс |
Косенко Андрей |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
11 класс |
Сорокин Илья |
призёр |
МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (Вишневский филиал) |
10 класс |
Черненко Евгений |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское |
10 класс |
Попович Алексей |
призёр |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Гайворонский филиал) |
11 класс |
Воян Ольга |
победитель |
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (Новосельский филиал) |
10 класс |
Савченко Иван |
призёр |
МОУ СОШ № 2 с. Буссевка |
По итогам муниципального этапа олимпиады среди школ Спасского района большее количество призёров имеют:
МОУ СОШ № 8 с. Спасское (17 призеров);
Вишневский филиал МОУ СОШ № 4 с. Прохоры (5 призёров);
Свиягинский филиал МОУ СОШ № 7 с. Чкаловское (5 призёров);
Новосельский филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское (4 призера);
Гайворонский филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское (4 призера).
Один учащийся стал призёром в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (Всероссийский детский центр «Океан»):
Попович Александр (Гайворонский филиал МОУ СОШ № 8 с. Спасское, 10 класс) – история.
Показатель призовых мест, можно сказать, является результатом работы методической площадки ОУ. Хочется верить, что школы в дальнейшем будут работать в таком же темпе. Однако третий год мы практически не выставляем своих участников на олимпиады по таким предметам как экономика, экология, информатика и ИКТ. Наблюдается формальное отношение некоторых образовательных учреждений к олимпиадному движению, слабая работа учителей со способными школьниками, возможно, поэтому старшеклассники теряют интерес к участию в олимпиаде.
При организации в образовательном учреждении работы с одаренными детьми нельзя забывать, что подготовка к олимпиаде и участие в ней оказывается весьма полезной не только в плане углубления знаний по предмету. Успешное выступление на олимпиаде требует высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все перечисленные качества являются ключевыми условиями конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.
Школьный компонент учебных планов ориентирован на проведение занятий с детьми, имеющими высокие интеллектуальные и творческие способности, способствует углубленному изучению предметов
Реализация творческого потенциала детей ведётся по следующим направлениям (% по району):
№ п/п |
Что создано |
% охвата
(от общего количества детей в районе) |
Результат |
1 |
Предметные кружки |
43,5 |
- повышение интереса к предмету;
- развитие навыка самостоятельной, практической и исследовательской деятельности;
- установление межпредметных связей |
2 |
Внеурочная деятельность по предметам |
46 |
- повышение интереса к учебным предметам,
- развитие интеллектуальных, творческих способностей;
- личностный рост, возможность самореализации |
3 |
Дистанционные формы |
2 |
- уверенное использование прикладных программ на компьютере;
- повышение интереса к исследовательской деятельности |
4 |
Конкурсы, инициируемые школой, в том числе модульные и дистанционные:
- конкурсы рисунков «Осторожно-движение», «По страницам Красной книги», «Мы выбираем здоровье», «День Победы», «Отечественный архив», «Космос рядом с нами», «Мы жить желаем без огня»;
- конкурс талантов «Минута славы»;
- конкурсы чтецов «Память поколений», «Моя семья»;
- игры-викторины «Эрудит», «Человек. Вселенная. Космос»
- проект «Школа моей мечты»,
- конкурс «Ученик года»;
- соревнования по лёгкой атлетике, настольному теннису, баскетболу, по волейболу, «Лыжня России», турнир по шашкам, малые олимпийские игры. |
22 |
- личностный рост, возможность самореализации;
- выявление и поддержка одаренных детей |
Хочется отметить МОУ СОШ № 8 с. Спасское, где ежегодно проводится смена пришкольного летнего лагеря «Интеллект» (английский язык 5-6 класс, 8-10 класс). А также Славинский филиал МОУ СОШ № 2 с Буссевка, где практикуется работа учащихся на опытном участке с целью приобщения к научно-исследовательской деятельности.
Благодаря сложившейся в последние годы эффективной и целенаправленной работе с одаренными детьми достигнуты следующие результаты:
Конкурсы муниципального, регионального, всероссийского и международного уровне (по району):
№ п/п |
Уровень |
Название конкурса |
Кол-во учащихся |
%
охвата |
Место |
1 |
Муниципальный
|
Конкурс «Амба – хозяин тайги» |
2 |
0,07 |
I-1
II-1 |
Выставка декоративно-прикладного творчества «Мир детства» |
28 |
1,1 |
I-9
II-6
III-7
|
Конкурсы рисунков по ПДД, ко Дню Победы, «Мы желаем жить в мире без пожаров», «Светофор» |
12 |
0,5 |
I-3
II-4
III-1
|
Районная научно-практическая конференция «Зеленый пояс Амура» |
3 |
0,1 |
I-1
II-1
III-1
|
Фестиваль патриотической песни и художественного чтения «Чтобы помнили» |
17 |
0,7 |
I-2
II-2
III-4
|
Фестиваль допризывной подготовки молодежи «Допризывник-2011» |
24 |
0,9 |
I-1
II-1
III-1
|
«Талант-шоу» |
27 |
1 |
I-2
II-1
III-2 |
II районный конкурс молодых исполнителей «Звездная дорожка» |
14 |
0,5 |
I-1
II-1
III-1
|
Конкурс рефератов «И на Тихом океане свой закончили поход» |
1 |
0,04 |
II-1
|
Конкурс музеев |
4 |
0,2 |
I-3
II-1 |
Экологический репортаж «Край родной мой, что в тебе такого…» |
2 |
0,07 |
I-2
|
Акция к 66-летию Победы |
4 |
0,2 |
|
Соревнования юных пожарных «Огнеборцы» |
18 |
0,7 |
III-1
|
Соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо» |
24 |
0,9 |
I-1
III-1
|
Соревнования по теннису |
32 |
1,2 |
I-4
II-4
III-2 |
Соревнования по баскетболу |
30 |
1,2 |
I-1
II-1
III-1 |
Соревнования по лёгкой атлетике |
7 |
0,3 |
I-2
II-3
III-5 |
Соревнования по волейболу |
54 |
2 |
I-2
II-3
III-3 |
Шахматный турнир |
18 |
0,7 |
I-3
II-2
III-8 |
Турнир по шашкам |
3 |
0,1 |
I-1
II-1
III-1 |
Итого: |
324 чел. |
12,5% |
I-39 мест
II-31 мест
III-39 мест |
|
2 |
Региональный |
Конкурс детского творчества «Амба-хозяин тайги» |
Крылова А.
Матюшенко И.
Саргсян Т.
Дорошина Д.
Воскребенцева Е
Николенко Д. |
Дуб.ф.
шк.№8
с. Спас.
|
1
3
3
2
2
1 |
Хомякова Д.
Тебенко К. |
шк.№2
с. Бус. |
2
3 |
Мельников В.
Барышев С.
Гончаров С.
Усатова Е. |
Гайв.ф.
шк.№8
с. Спас.
|
2
1
3
1 |
|
Краеведческая олимпиада «Наш край» |
Меняйлова Д.
Назаренко Н. |
Дуб.ф.
шк.№8
с. Спас. |
Призеры 1-го тура |
Акция «Зимующие птицы» |
Исманов И.
Юрдеков Д.
Заико Е. |
шк.2
с. Бус. |
2
2
2 |
Конкурс «Школа в антимобильном стиле» |
Мега В.
Сердюкова В.
Савченко В. |
шк.7
с. Чкал. |
Дипломы за участие |
Конкурс «Мы из будущего» |
Оськина И.
Кузнецова Ю. Мельниченко М. |
шк.7
с. Чкал. |
Спецприз конкурса |
Дальневосточная экологическая конференция – конкурс школьных работ «Человек и биосфера» |
Терещенко П. |
Вишн.ф.
шк.№4
с. Прох.
|
Диплом за участие |
Итого: |
24 чел. |
0,9% |
I-4 места
II- 7 мест
III-4 места |
|
3 |
Всероссийский |
Конкурс «Овеянные морской славой» |
Мега В.
Мельниченко М. |
шк.7
с. Чкал. |
Дипломы за участие |
Конкурс «Интеллект-экспресс» в номинации «Семь пядей во лбу» |
Зобов А.
Ким М.
Виниченко И.
Барабашева А.
Сиражидинов А.
Тузов А.
Черевко Н.
Васильева А.
Усатенко Е.
Шевцова В.
Калупина Э.
Ким К.
Ярцева О. |
Свияг.ф.
шк.№6
с. Чкал.
|
Лауреаты |
Конкурс «Инфознайка» |
Зубко А.
Ким В.
Шульга И.
Крохмалева Я.
Волков А.
Щербак А.
Загудаева В.
Емельянова В.
Варлашова Т. |
шк. № 24
с. Чкал.
|
1
2
1
1
2
2
2
2
2 |
Шевцова Д.
Мухаметшин Н.
Ананьева М.
Уткина О.
Анистратов И. |
Красн.ф.
шк.№4
с. Прох.
|
1
2
2
2
2 |
Куликов М
Ершов Н. |
шк.7
с. Чкал. |
Сертификаты участника |
|
Итого: |
31 чел. |
1,2% |
I-4 места
II- 10
|
|
4 |
Международный |
Конкурс сочинений и творческих работ на русском языке «Крылатый парус» |
Назаренко Н.
Ухань Е. |
Дуб.ф.
шк.№8
с. Спас.
Свияг.ф.
шк.№6
с. Чкал. |
1
Диплом участника |
Итого: |
2 чел. |
0,07% |
I-1 чел.
|
|
ИТОГО (все уровни): |
381 чел. |
14,7% |
I-48 места
II- 48 мест
III-43 мест |
Всё это говорит о том, что в районе имеется потенциал одарённых и талантливых детей, которых необходимо своевременно заметить, поддержать и помочь таланту раскрыться.
Однако по сравнению с прошлым годом не увеличилось количество победителей и призеров конкурсов районного уровня, значительно меньше регионального и на российский уровень выходят только единицы. Недостатками в результатах и работе с одаренными детьми является нестабильность результатов олимпиад высокого уровня, низкая степень участия школьников в дистанционных, заочных формах соревнований, недостаточное разнообразие форм работы с ними.
Следовательно, методической службе необходимо разработать оптимальную систему мер, способствующих совершенствованию работы с одаренными детьми через:
отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
создание системы районных мероприятий интеллектуального и познавательного плана;
знакомство педагогов с методическими приемами работы с одаренными детьми, с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
накопление библиотечных и Интернет ресурсов по данному вопросу;
знакомство педагогов проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося.
Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
В городах работе с одаренными детьми уделяют большое внимание не только школы, но и немало учреждений дополнительного образования. В сельской же местности основная нагрузка в этом вопросе ложится на плечи учителей.
Анализ работы с одаренными и способными детьми из сельской местности показывает, что положительного результата можно достичь только при выполнении следующих требований:
знакомить педагогов с методическими приемами работы с одаренными детьми (через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК);
проводить различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;
отбирать среди различных систем обучения такие методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
|